Почему я не верю сонникам

Надо ли верить сновидениям?

Ответы пастырей

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ.

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

источник

Толкование снов: почему нельзя верить сонникам?

Вспоминая сны после пробуждения, многие пытаются понять их значение с помощью онлайн-сонников и всевозможных народных толкований. Однако сегодня сновидения достаточно хорошо изучены наукой, которая уверяет, что они не имеют связи с потусторонним миром. Как же расшифровать сигналы, которые посылает нам мозг во время сна?

Нужно ли толковать сны?

Все люди способны видеть сны: даже слепым от рождения снятся звуки. Сюжеты формируются под действием множества физических и психических раздражителей: состояния здоровья, позы, давно минувших или свежих впечатлений, температуры воздуха и даже аромата в комнате спящего. Они могут быть настолько яркими и реалистичными, что влияют на настроение в течение всего дня. Но нужно ли пытаться их толковать?

Психолог К. Холл собирал сновидения людей более 30 лет. К 1985 году он скопил 50 тысяч историй людей разного возраста, вероисповедания, социального статуса, и пришел к выводу, что все они достаточно предсказуемы и однообразны:

незнакомец во сне, как правило, — агрессор;

дети чаще видят во сне животных, а взрослые – людей;

в мужских снах преимущественно фигурируют мужчины, а в женских – представители обоих полов;

большинство событий во сне происходят дома или на работе;

путешествия во сне, в основном, осуществляют пешком или на машине;

молодым людям сексуальные сцены снятся чаще, чем взрослым;

злых и жестоких людей мы видим во сне чаще, чем добрых и милых.

Холл приводит очень много подобных наблюдений, развенчивая представление о мистической природе сна. Да, сны кажутся странными и нелогичными, но их сюжеты легко сопоставить с реальными событиями и личными переживаниями. Зачем же придумывать несуществующий смысл увиденному во сне дереву, кошке или драке?

Психоаналитический подход к толкованию снов

Поиском скрытого (к счастью, не мистического) смысла снов активно занимается психоанализ. Представители разных школ подходят к толкованию по-разному.

Зигмунд Фрейд первым предложил использовать для анализа сновидений метод свободных ассоциаций. По его словам, сюжет сна не столь важен. Необходимо обращать внимание на мелкие детали и пытаться осмыслить роль каждой из них. Таким образом, человек сможет осознать скрытое желание, спрятанное за сновидением. Фрейд считал, что большинство этих цензурированных желаний имеют сексуальный характер или выражают подавляемую агрессию.

Карл Густав Юнг толковал сны несколько шире, уделяя внимание «коллективному бессознательному», древним мифам и тайному языку символов. Однако Юнг во многом был мистиком, верил в существование души и утверждал, что неврозы современного человека связаны с утратой веры в Бога.

Современные психоаналитики связывают сны с проявлениями бессознательных влечений и утверждают, что именно их подавление ведет к различным психологическим комплексам, депрессиям и некоторым другим психическим заболеваниям. Однако единой, доказанной концепции сновидений не существует, что связано с различными подходами к самой теории сознания и личности.

Чем опасны сонники?

Чаще всего превратному толкованию сновидений подвержены женщины. Увидев дурной сон, они вспоминают рассказы бабушек, наделяют его скрытым смыслом, и могут даже посчитать вещим. Чтобы понять тайное предостережение, ищут в интернете всевозможные сонники, которые до смешного иррациональны: офисный стул могут объяснять скорой гибелью собаки, а опадающие осенние листья – хроническим заболеванием почек.

Нельзя верить и «сонникам Фрейда»: психоаналитики никогда не рассматривают символы в отрыве от контекста и реальной личности. То, что представлено в интернете под видом толкования снов, – шарлатанство.

Сила самовнушения действительно может привести человека к реальному заболеванию. Психологический настрой толкает впечатлительных людей на заведомо опасное поведение: они хуже питаются, одеваются не по погоде, сильно переживают, а заработав ОРВИ, гастрит или мигрень, с уверенностью заявляют: «Не зря мне приснился этот сон!»

Как реагировать на плохие сны?

Не бойтесь своего подсознания. Если вы увидели во сне нападение – скорее всего, вы переживаете по поводу предстоящего важного события или пережили конфликт. Приснилась болезнь или смерть родственника? Это может говорить о том, что вы беспокоитесь за его здоровье. Снится, что любимый человек изменяет? Возможно, вас впечатлил рассказ подруги, мучает ревность, неуверенность в себе или угрызения совести.

В любом случае, не стоит искать черную кошку в темной комнате. Особенно если ее там нет. Критично относитесь к любой информации и помните, что мы сами можем выбирать, как сновидение повлияет на нашу жизнь.

Мария Ниткина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Отзывы

Внимание!
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления. Описанные методы диагностики, лечения и т.д. самостоятельно использовать не рекомендуется. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

Сайт likar.info принадлежит латвийской компании SIA Creative Media Invest. Адрес в Латвии: Riga, Zigfrida Annas Meierovica blvd. 16 — 12, LV-1050. Номер регистрации (Registration number) 50103238161. Права представления интересов likar.info на территории Украины, а также права на размещения рекламы/контента принадлежат ООО «Оптимедиа» и ООО «Вита Лайн Украина».

Материалы на этом сайте предназначены для общего информационного использования и не предназначены для предоставления медицинских консультаций, установления диагноза или рекомендуемого лечения. Likar.info может получить компенсацию за некоторые ссылки на продукты и услуги на этом сайте.

Медицинская команда Likar гарантирует, что содержимое, которое публикуется на сайте соответствует самым высоким медицинским стандартам и постоянно усовершенствуется. Наша специальная команда управляет обширной сетью из более чем 100 медицинских экспертов, охватывающих более 50 специальностей.

источник

Стоит ли верить снам?

Сон — особое состояние человека. В нем мы проводим около трети своей повседневной земной жизни. Человеческому телу, мозгу, необходим отдых. И наш Создатель так все разумно устроил, что на несколько часов в сутки сознание отключается и мы набираемся сил, чтобы жить дальше повседневной нашей жизнью. Так называемые фазы сна различны: глубокий сон, проходящий без сновидений и сон поверхностный, где мы видим некие картины, которые, собственно говоря, называются сновидениями.

Память человека способна зафиксировать далеко не все сновидения. Но некоторые врезаются в нее, запоминаясь на определенные отрезки времени, порой и на многие года. Человеческое миросозерцание во все времена уделяло сонным видениям определенное значение. Пытались толковать сны, создавались даже специальные книги, именуемые «Сонник». Но стоит ли верить снам и воспринимать их так глубоко, а наутро просыпаясь судорожно читать сонник, ища смутные толкования? От кого приходят сны в наше сознание и память, в наше человеческое бытие.

О снах говорилось среди прочего и в Священном Писании. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению. Сир.34,7 говорится в Ветхом Завете. Несомненно были и сновидения, которые посылал Бог благочестивым людям. Вспомнить историю библейскую про Иосифа, верно растолковавшего сны царю. Другому Иосифу-Богоприимцу было также откровение от Бога во сне, которое привело в конце-концов ко спасению Божественного Младенца..

В житиях святых мы находим также многочисленные примеры различных откровений и прочих знамений во снах. Так благодаря сну одного из членов собора святитель Николай Чудотворец был избран епископом. Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и многим другим великим святым являлась во сне Пресвятая Богородица, Ангелы Господни. Так Серафиму Саровскому было сделано предсказание о его смерти, что и сбылось. Но сны именно от Бога являются лишь праведным и святым людям и для современных людей представляют чрезвычайную редкость!

Святой Никита Стифат классифицирует все сновидения на три основных категории. В первую входят простые сны . Вторая — так называемые «зрения» и третьи — «откровения» . Простые сны по его словам подлежат презрению. В них порой проскальзывают и непотребные, нечистые моменты, кроме повседневных житейских. Такие сны точно не от Бога! Через них и враг рода человеческого может искушать нас и вводить во грех. Могут быть «простые сны» и простым следствием мозговой повседневной деятельности. «Зрения» могут быть посланы и Богом. Их цель заставить нас поразмышлять над земным конкретно нашим бытием, возможно в чем то исправиться. «Откровения» же большая редкость. Эти сны хоть и могут носить вид пророческих, но по словам святого Никиты «бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.»

Осторожно следует относится ко всем снам. Ведь во время процесса сна человек отдыхает, а лукавый — не дремлет! В порядке очередного простого сна, он может подсунуть в наше сознание и лже-знамение и горе-намерение. В этом помогают дьявольским планам великое количество книжонок, расплодившихся и в печатном виде и онлайн, которые именуются сонниками. Пробудившись от сна, вопреки здравому смыслу и назиданию для каждого христианина, изложенного и в начале утренних молитв, сразу же вспомнить о Боге «прежде всякого другого дела», некоторые начинают копаться в сонниках, ища истолкование тому или иному сну. Что и говорить — эта погоня за суеверием представляется опасной не только для души нашей, но и в определенной степени для сознания и разума, даже и психического состояния и здоровья..

Однако помня, что содержательные в том или ином смысле простые сны — это средство демонов, которые его по словам свт. Игнатия Брянчанинова «употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих» не будем забывать и мудрый совет афонских старцев о снах. Он заключается в принципе для большинства из сонных видений: «Не принимай, но и не отвергай!» Может и Бог послать нам во сне какой-то знак, особенно если мы молились ему. В любом случае: если мучает вопрос о том или ином (а особенно повторяющемся) сновидении стоит посоветоваться с батюшкой-духовником в церкви, придя к нему на исповедь!

источник

Верить ли снам?

Доброй ночи. Мне странно снятся сны, заметила я это примерно с пол года назад (то есть раньше такого не было). Раньше сны были нерегулярно, но часто, раз-два в неделю точно, и больше как-то про мою жизнь, ну там работа приснится, или еще что-нибудь реалистичное, а последнее время сны снятся редко, в них ярко выражены какие-то фрагменты-предметы (что и подначило читать сонники, хотя я в них и не верила, раньше не верила). И всегда сны совпадают с какими-то изменениями в жизни. То есть снится мне сон, смотрю его значение по соннику, и максимум через неделю происходит событие, которое точно подходит под описание сна. Речь о глобальных событиях, например смена работы. В итоге было 4 таких случая: сон-событие, потом снова нет снов, и снова сон-событие. Я не знаю как это понятнее объяснить, не хочу приводить конкретные примеры. Пугает такая закономерность, да и не особо верю, но сбывается ведь. Хочу послушать ваши мнения.
И есть вопросы:
Как часто видите сны? Они яркие? Эмоциональные? Хорошо запоминаете?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Румянцева Евгения Валерьевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Игорь Малов

Психолог, Чуткий психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Волкова Ирина Владимировна

Врач-психотерапевт, Сексолог. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Маратовна Рожнова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Сокол Лариса Ивановна

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Султанова Анна Олеговна

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Фортунатова Оксана Васильевна

Психолог, Психосоматолог. Специалист с сайта b17.ru

Белянин Валерий Павлович

Психолог, Супервизор, Немедицинская психотерапия. Специалист с сайта b17.ru

веришь в сон- сбудется. Срабатывает эффект материлизации. Я давно сонник выкинула.

не будь ду р ой автор. только иД и от ки верят в сны

У меня после смерти отца, а потом и матери часто снятся просто ужастики. Вот они дивы, потом один умирает, потом вроде опять живет. И казалось бы иногда могу спасти, но не получается. Чувство вины во мне, страх.
Буквально вчера мне приснилось, что трое из мои четверых, живых братьев один за другим умерли. Хреново, не то слово.
Почему мой мозг так со мной поступает, я не знаю. Видимо непереработынные эмоции какие-то, страхи, чувство вины. Хотя со смерти родителей прошло очень много лет. И я уже давно смирилась и в нормальном состоянии не страдаю больше.
Первые лет пять, такие сны были постоянно. Сейчас очень редко, а может я их не помню. Днем ни о чем плохом не думаю. В принципе все хорошо.
Но сны, как из фильма ужасов. Хотя когда просыпаюсь, чувствую себя хорошо. Т.е. то плохое чувство, что было во сне, не передается при просыпании.
Так что в сны как таковые не верю. Это наши чувство, интуиция, подсознание,страхи. Но не верю в сверхестественность этого.

Это наши чувство, интуиция, подсознание,страхи. Но не верю в сверхестественность этого.

Я очень верю. очень многие сны сбываются 100%..неоднократно снились бывшие, которых я думала, никогда не увижу..но в итоге они снова появлялись в жизни..снился один парень очень часто, которого лично я не знала, только пл переписке в нете..при чем, я по снам знала, когда у него появилась девушка и когда они расстались..потом с ним познакомились, вместе съездили в один город (это тоже мне предварительно приснилось)..в детстве у меня был друг, так теперь он мне снится стабильно к деньгам. иногда бывает, что приснится, я не представляю, откуда могут прибыть деньги, но они через некоторое время действительно приплывают!! Всегда заранее знаю, с кем я расстанусь..еи разу не ошибалась..еще помню в институте училась и приснилось, что я еду в метро, а рядом со мной мужик с черной бородой и сумкой..было ужасно страшно, я понимала, что в сумке бомба и сейчас будет взрыв..через несколько дней, правда, в МСК взрыв был в метро (я из СПб)..честно говоря, меня напрягают иногда эти сны, потому что я уже знаю, что со мной будет..когда неприятности, когда заболею, когда кого-то встречу

Про это я и говорила. просто не знала как выразить правильно. Мне кажется что сны это проявление моей интуиции

Похожие темы

Я очень верю. очень многие сны сбываются 100%..неоднократно снились бывшие, которых я думала, никогда не увижу..но в итоге они снова появлялись в жизни..снился один парень очень часто, которого лично я не знала, только пл переписке в нете..при чем, я по снам знала, когда у него появилась девушка и когда они расстались..потом с ним познакомились, вместе съездили в один город (это тоже мне предварительно приснилось)..в детстве у меня был друг, так теперь он мне снится стабильно к деньгам. иногда бывает, что приснится, я не представляю, откуда могут прибыть деньги, но они через некоторое время действительно приплывают!! Всегда заранее знаю, с кем я расстанусь..еи разу не ошибалась..еще помню в институте училась и приснилось, что я еду в метро, а рядом со мной мужик с черной бородой и сумкой..было ужасно страшно, я понимала, что в сумке бомба и сейчас будет взрыв..через несколько дней, правда, в МСК взрыв был в метро (я из СПб)..честно говоря, меня напрягают иногда эти сны, потому что я уже знаю, что со мной будет..когда неприятности, когда заболею, когда кого-то встречу

Если сбывается, то верить. Вы со временем сами поймете к чему можно прислушиваться, а к каким ощущениям нет. Обычно к сбывающимся вещам идет определенное ощущение.
Тут наверное у каждого индивидуально.

сколько вам лет? и чем занимаетесь по жизни? спрашиваю не просто так.. тоже вижу вещие сны.. и даже ими «занимаюсь». пишу о них.

мне 27 лет..живу в СПб, работаю в ГОС структуре. я уже так к этому привыкла, но иногда все таки напрягает, что я знаю, что скоро случится и понимаю, что не смогу ничего изменить

раз вам 27, то вы еще много можете изменить.. например, работа в Гос структуре.. с вашей тонкой душевной организацией — можно выбрать более «подходящую» работу.. творческую, что ли.. тогда и сны будут более оптимистичные.. люди, которые видят не просто сны, а сновидения, которые влияют на их «настроение».. тонко чувствуют происходящее вокруг.. экстрасенсы. (сверхчувствительные).. — особенно подвержены профессиональной деформации.. в общем, вы поняли ход моей мысли..)

работа мне моя нравится..я не могу назвать себя экстрасенсом..но помимо снов, я хорошо в людях разбираюсь. чисто интуитивно сразу чувствую, какой это человек. это с детства самого..сны тоже меня всю жизнь сопровождают..в детстве я хорошо рисовала, но у меня не было мыслей с этим связать свою жизнь

У меня такие сны как вы описали сбываются обычно на 4 день. ещё мой бывший парень мне приснился за месяц до знакомства с ним, когда проснулась то была уверена, что скоро его встречу по настоящему, внешность могла описать, он был высокий, волосы светлые, карие глаза, во сне мы уже были вместе и я проснулась с абсолютным ощущением счастья. Вообще сны мои начались где-то лет с 15 но с каждым годом их всё больше и скорость исполнения всё быстрее, вот последнее время заметила, что на четвёртый день сбываются. ..

глупо расстались с любимым.за два месяца разлуки ни разу во сне его не видела и вот снится он мне,мы с ним в машине,он нарочито холоден со мной ,а мне так хочется спросить как он все это время был без меня. вдруг он хватает меня и обнимает со словами.как же я по тебе соскучился. на следующий день он мне позвонил и сказал именно эти слова как во сне. как после этого можно не верить в вещие сны. но такие мне снятся редко. кстати мы снова вместе)))).

Анастасия Оберегова мошенница. Если нет верните 1,5 руб. И я заберу свои слова обратно. Уже просто пропали, страницу на майле удалили

Можно я спрошу? Может кто ответит?
В школе влюбилась в парня. Он Овен. Оказался жестоким и грубо послал. Послал и послал. Я смирилась и не навязывалась. К тому же у него была девушка. В какой-то момент он стал зло надо мной подшучивать, обзывать, и в то же время проверял мою реакцию. Мог прикоснуться ко мне или улыбнуться. Я не хамила ему, старалась не замечать его, держалась по-дальше. После школы мы создали семьи — каждый свою. Наши дети — ровесники. Ходят в один и тот же детский сад. Я шарахаюсь от него, как от прокажённого, каждый раз, когда вижу, а он только посмеивается надо мной.
А теперь о снах.
Почти 4 года подряд снятся сны, будто мы вместе. То к свадьбе готовимся, то общие дети у нас. То едем с ним в поезде куда-то вместе. То на острове отдыхаем. Целуемся, обнимаемся, танцуем. В общем — у нас якобы серьёзные, счастливые отношения. Взаимная любовь.
Обратилась к двум гадалкам и те сказали, что он — моя судьба и после 33-***** лет мы будем вместе. И якобы сны мои вещие.
Я бы не поверила, но однажды мне мне приснилось. что этот человек подъехал к моему дому на чёрном джипе. Один раз приснилось, второй. Сперва думала, что это я себе джип типа ленд-ровера хочу, вот и сняться мне сны. А сегодня увидела этого парня на том самом ЧЁРНОМ ЛЕНД-РОВЕРЕ. Оказывается, он у него уже есть. Мне аж плохо стало. Мне скоро 33 года. Неужели и правда вместе будем? Не вериться.

Можно я спрошу? Может кто ответит? В школе влюбилась в парня. Он Овен. Оказался жестоким и грубо послал. Послал и послал. Я смирилась и не навязывалась. К тому же у него была девушка. В какой-то момент он стал зло надо мной подшучивать, обзывать, и в то же время проверял мою реакцию. Мог прикоснуться ко мне или улыбнуться. Я не хамила ему, старалась не замечать его, держалась по-дальше. После школы мы создали семьи — каждый свою. Наши дети — ровесники. Ходят в один и тот же детский сад. Я шарахаюсь от него, как от прокажённого, каждый раз, когда вижу, а он только посмеивается надо мной. А теперь о снах. Почти 4 года подряд снятся сны, будто мы вместе. То к свадьбе готовимся, то общие дети у нас. То едем с ним в поезде куда-то вместе. То на острове отдыхаем. Целуемся, обнимаемся, танцуем. В общем — у нас якобы серьёзные, счастливые отношения. Взаимная любовь. Обратилась к двум гадалкам и те сказали, что он — моя судьба и после 33-***** лет мы будем вместе. И якобы сны мои вещие. Я бы не поверила, но однажды мне мне приснилось. что этот человек подъехал к моему дому на чёрном джипе. Один раз приснилось, второй. Сперва думала, что это я себе джип типа ленд-ровера хочу, вот и сняться мне сны. А сегодня увидела этого парня на том самом ЧЁРНОМ ЛЕНД-РОВЕРЕ. Оказывается, он у него уже есть. Мне аж плохо стало. Мне скоро 33 года. Неужели и правда вместе будем? Не вериться.

Стала верить сонникам, но потом мне стали снится вещие сны,потом мне приснились все мои грехи, то что я вытворяла в молодости,я уже забыла про это но сон мне напомнил,я до сех пор в шоке

Стала верить сонникам, но потом мне стали снится вещие сны,потом мне приснились все мои грехи, то что я вытворяла в молодости,я уже забыла про это но сон мне напомнил,я до сех пор в шоке

источник

Можно ли верить снам?

О характере сновидений

Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание. Что жизнь души никогда не прекращается, доказывается снами. Следует заметить, что в течение сна нет момента, когда человек не видел бы внутренним взором каких-либо образов и не переживал бы тех или иных мысленных ощущений.

Кто хочет проверить это, пусть поставит себе целью — в момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором волевом усилии это удается. Итак, и во сне не прекращается душевная жизнь, только она приобретает другие формы. Сонная жизнь души своеобразна: так воспринятые нами слова во сне — это не слова, а мысли, которые приходят к нам откуда-то.

Чем можно объяснить нелепость снов и надо ли придавать снам значение?

Св. Симеон Новый Богослов пишет: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями». О том же так пишет и глубокий психолог о. Александр Ельчанинов:

«Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся — тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния — есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.

Конечно, тут нужно различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных служб), а также — просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и на многое в себе открыть глаза».
Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.

Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.
Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.

Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия.

Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля:
«Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям.

Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) «зрения» и 3) «откровения».
Простые сны бывают у людей обыкновенных, подверженных страстям; как говорилось уже выше, в этих снах много нечистого и обманчивого. Эти сны надо презирать.
Вот как говорит архиепископ Иоанн про сны невозрожденного «внешнего» человека:
«Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и никчемность живет в его душе. Этой же суетностью (иногда и большей) заполняется явь людей… Люди не подозревают всей безблагодатности многих своих желаний, настроений, проектов и мыслительных комбинаций».
«Зрения» бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению.
«Откровения» бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.

При этом следует заметить, что у таких христиан сон не похож уже на наш обычный сон. Так преп. Варсонуфий Великий и Иоанн пишут: «Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е. внимателен к своим чувствам и мыслям, от того отступает сон (Быт. 31, 40 — «сон мой убегал от глаз моих»).
Когда же он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12, 4). Кто достиг такой веры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным».

Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов — не придавать значения обычным снам. Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение. Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа — Египетский фараон, а у пророка Даниила — царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).

Как в отношении суждения о снах — являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: «Не принимай и не отвергай».
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

Можно ли верить снам

Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.

Опасно и грешно верить всяким снам

В некоторой обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то уважаемый братиею. К несчастию, он всегда верил всякого рода сновидениям. Дух-искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его: враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на инока. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремлет, демон начал показывать ему сновидения сначала безвредные, чтобы тем более обольстить несчастного. В какую сторону старец ни толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец, увидев, что заблудший старец всему верил, дух тьмы в одну злополучную ночь представил пред ним жизнь будущую: изобразил, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует народ еврейский, и Бог Отец, указывая на них перстом, вещает: «Се чада Мои!». Старец от ужаса пробудился, и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Бог сколько долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой («Прол.», февр. 26 дня).

Как христианин должен относиться к сновидениям?

Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: «Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Другой же языческий мудрец (Ксенофан) объяснял, что все сны пусты и обманчивы и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. Истины нужно искать в средине; т.е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых — говорим — не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещевает людей чрез Моисея «не гадать по снам» (Лев. 19, 26). «Безрассудные люди, — говорит Сирах, — обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале» (34, 1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер — и таким образом не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел. Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надо обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение для нас и на которые надо обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет отец и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.

И многие из людей, а может быть, и из находящихся среди нас, имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа: «Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых», юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет смерть, и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозою, полученною во сне. Именно: на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертию, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает внезапно апоплексический удар, и он чрез несколько минут умирает! Из приведенных здесь рассказов «мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
«Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33, 14-18).
«Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу» («Руковод. к дух. жизни» Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.

О недоверии сновидениям

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе. По этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом..

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлении человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием — только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати — нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения.

Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Mоисеа и Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни. но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, — то получил в ответ: аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих сновидениях нижеследующим образом: «Когда мы, оставив ради Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за это, — покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников наших или рыдающими, или умирающими, или держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом. Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну — истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов» (Святой Иоанн Лествичник. Прибавление к Слову 3-му). Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон — разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного праведника — дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил (Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. VI).

Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Святый Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, — сказал преподобный Макарий Великий, — и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть» (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Пророческие сны

Целую треть своей жизни человек пребывает во сне. В младенческий период свой он спит гораздо больше половины жизни. Сон — образ смерти, пробуждение воскресения. «Уснул, успокоился», — говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.

Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.

Опыт духоведения — религиозный опыт — различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, — суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие — «с неба», от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

Пророк Иоиль сказал за несколько столетий до Рождества Христова о таких пророческих снах: «…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (гл. II, стих 28).

Примеры пророческих светлых снов мы видим и в первой главе Евангелия от Матфея. Иосиф, «будучи праведен и не желая огласить обручейной ему Марии, хотел тайно отпустить Её». И вот, как только он «помыслил это» (небу открыты наши мысли), «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»… Далее Евангелие говорит, что чрез сон было возвещено Иосифу, как и мудрецам Востока, что они должны были сделать. И они послушались этих ярких откровений во сне. В Книге Деяний Апостолов, в 10-й главе, мы читаем об очень важном для понимания христианства символическом полусне-полувидении апостола Петра. Когда посланные от римского сотника Корнилия шли к апостолу Петру в Иоппию и уже приблизились к тому городу, где был апостол, сам апостол Петр — «около шестого часа», взойдя на верх дома помолиться, — «видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные»… Из этого (и из дальнейшего) апостол Петр ясно понял, что язычники-римляне, его искавшие, были посланы к нему от Бога, и он принял их без сомнения. После разговора с посланными от Корнилия апостол Петр сказал знаменательные слова: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Здесь открылась чрезвычайно важная для спасения всего человечества воля Божия об апостолах, о том, что им надо идти с проповедью ко всем народам мира.

Человек может подняться над своей первичной физической и психической реальностью к реальности высшей, к опыту пророческих видений и сновидений.

В автобиографии своей, опубликованной в Париже, известный ученый, хирург, архиепископ Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий рассказывает, как после призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот что он сообщает: «Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был поэтому совершать с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать Литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди города Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неведомая сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет тому назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога».

Таких примеров личных откровений человеку во сне можно было бы привести много. Доктор медицины Поль Турнье, современный швейцарский мыслитель, автор книги «Медицина и Личность», говорит о природе этих феноменов в связи с учением психологов Цюрихской школы К. Юнга и Мэдера: «Фрейд и его ученики, следуя чисто механическому и причинному пониманию души, видят в снах лишь «пульсирование инстинкта» и выражение «подавленного желания». Для школы Мэдера, наоборот, сон является «выражением состояния живой личности того, кто видит сны». Усвоив это разделение, Карл Юнг в своих многочисленных работах показывает, что именно этот подход ведет нас к истинному пониманию образа души». «Работы Цюрихской школы открыли науке новые горизонты, и взгляды фрейдистов нам кажутся односторонними, — говорит Турнье. — Любой сон можно рассматривать как по теории Фрейда, так и по теории Юнга». Доктор Турнье приводит такой пример: «Некоторые автомобили движутся мотором чрез посредство передних колес, другие — колес задних». «Влияние на личность наших животных инстинктов, по теории Фрейда, это есть движение «задних колес» нашей души; а духовные стремления, возникающие по теории Карла Юнга, — это движение человеческой души посредством «передних колес».

Душа человека является тем мотором, который приводит в движение все четыре колеса одновременно, — душой приводятся в движение и низшие инстинкты, замеченные Фрейдом, и высшие силы духа, на которые указывает Юнг. Действующий в природе нашей инстинкт может перейти в духовную интуицию и передать человеку высший нравственный зов, научить человека воле Божией, призванию бессмертия.

источник